Российские потребители до сих пор с большим скепсисом относятся к ультрапастеризованному молоку. Основная причина этому – непривычно большие сроки хранения – несколько месяцев против пары часов у парного молока. Многие считают, что увеличение срока годности достигается исключительно добавлением химических веществ и консервантов, находя подтверждение этому даже во вкусе. Но так ли это на самом деле?
Насколько банально бы это ни звучало, ультрапастеризованное – это питьевое (готовое к употреблению) молоко, прошедшее процедуру ультрапастеризации.
Ультрапастеризация, в свою очередь – это один из видов термической обработки пищевых продуктов. Он используется для достижения 2 целей:
Собственно, именно наличие микроорганизмов в составе сырого молока не позволяет долго хранить его в исходном виде. Попадая в благотворную среду, в тепло, микроорганизмы быстро размножаются, что приводит к сквашиванию – порче молочного продукта. Кроме того, патогенная микрофлора может служить причиной расстройства желудка и кишечника, а в отдельных случаях – даже болезней.
Соответственно, одно только уничтожение вредоносных организмов способно увеличить срок хранения молочной продукции. «Усилить эффект» также помогает современная технологичная упаковка и соблюдение условий хранения.
Что такое ультрапастеризованное молоко, фактически, мы уже разобрались, но чтобы окончательно развеять мифы о наличии в составе химии, рассмотрим процесс ультрапастеризации подробнее.
Для производства на предприятиях используются специальные замкнутые линии, которые обеспечивают не только тепловую обработку сырья с помощью нагревателей или пара, но и асептический розлив его по упаковкам. Это позволяет предотвратить повторное попадание в него микроорганизмов из внешней среды.
Непосредственно процесс ультравысокотемпературной обработки (УВТ) сводится к 3 основным этапам:
Подобный процесс обладает, как минимум, 5 преимуществами:
За счет относительной простоты (линии производства автоматизированы, достаточно задать нужный температурный диапазон) и минимального влияния на положительные качества продукции, технология ультрапастеризации сейчас является одной из самых популярных.
К слову о популярности. С подозрением к молоку длительного хранения относятся практически только в странах СНГ. При этом, согласно исследованиям Tetra Pak, в целом, в России молоко по объему реализуемой продукции стоит на втором месте среди жидких продуктов, а, в среднем, россиянин за год выпивает около 52 литров продукта. Однако ультрапастеризованное молоко составляет всего 25%.
При этом во многих других странах оно наоборот пользуется огромной популярностью. Ее залог – удобство хранения. Небольшие упаковки молока часто берут с собой на работу, чтобы перекусить, или кладут в пакет с обедом детям – даже без холодильника при таком хранении УВТ-молочные продукты легко сохраняют свежесть до обеденного перерыва и даже до вечера. В частности, в Испании, Италии и Португалии доля устрапастеризованного молока на рынке уже вплотную приблизилось к 100%. Настоящим пионером здесь выступает Португалия – доля УВТ-молока составляла 97% от всего ее внутреннего рынка еще в 2010 году. Любят его и в Китае – там этот показатель уже превысил 75%.
Россия в этом плане не столь прогрессивна, но вместе с модой на полезные и функциональные продукты определенное движение все же наблюдается. По прогнозам Tetra Pak, основанным на ситуациях в других странах, уже к следующему году молоко длительного хранения должно занять порядка 40% всего молочного рынка.
12 марта 2024
Какие бывают «проценты» сметаны?
Проценты сметаны – главный параметр, на который обращают внимание при ее покупке. Почему он так важе...