Любое молоко с магазинных полок поражает обилием маркировок и терминологии, и, в целом, может легко запутать неподготовленного покупателя. Особенно, если он далек от производственных процессов, но при этом хочет получить максимально натуральный и полезный продукт. Один из спорных и малопонятных моментов – отличие нормализованного молока от цельного.
На первый взгляд может показаться, что идеальный вариант – цельное молоко, поскольку его название говорит о целостности и натуральности. Однако на практике все абсолютно иначе, а само сравнение понятий оказывается не совсем правильным.
Любое промышленное производство молочной и кисломолочной продукции начинается с поставок сырья с одной или нескольких ферм. И именно это сырье, дополнительно очищенное от механических примесей, но при этом не прошедшее другой обработки, и называется цельным молоком. То есть, это «основа основ» всего дальнейшего процесса.
Его основные характеристики:
Здесь у вас может возникнуть вполне логичный вопрос: если цельное молоко не попадает в продажу, тогда зачем отражать этот момент в маркировке? Дело в том, что помимо цельного на молокозаводах также используется восстановленное – полученное из сухого молока. В этом нет ничего противозаконного. Готовая продукция при этом все так же соответствует установленным ГОСТам и не отличается по вкусу и запаху. Сухое молоко используют не ради удешевления производства (на самом деле оно из-за сложности обработки только увеличивает итоговые затраты), а из-за сезонного спада удоев и нехватки «жидкого» сырья. К тому же его обычно используют не в чистом виде, а как добавку к цельной основе.
Поскольку исходная молочная смесь может иметь «плавающую» жирность, ее нужно дополнительно привести к стандартным показателям. Для этого в технологическом процессе существует отдельный этап, называемый нормализацией.
Здесь также все достаточно просто. В зависимости от жирности основа смешивается с более или, наоборот, менее жирными молочными продуктами. Для ее повышения обычно используют жирные сливки, для уменьшения – обезжиренное молоко. Оба продукта получаются сепарацией, то есть, без использования искусственных, химических или растительных добавок. Все это нужно для того, чтобы на выходе получить стандартный продукт с привычной консистенцией, вкусом и запахом.
Нормализация – стандартный этап, но иногда его исключают из техпроцесса. На выходе получается продукт с нестандартной жирностью. Иногда указывается конкретный процент, например «6%», в отдельных случаях – диапазон, в который попадает жирность всей партии: «3,4-6%». Отказ от нормализации обусловлен двумя причинами:
Интересно, что единого стандартного (в смысле, строго регламентированного ГОСТами) названия у продукта, не прошедшего нормализацию нет, поэтому каждый производитель называет его так, как ему хочется. Например, в продаже можно встретить «отборное», «фермерское» или «питьевое» молоко. Очень редко на упаковке пишут еще проще: «ненормализованное», но у неподготовленного покупателя такая маркировка вызывает гораздо больше недоверия.
И, наконец, в очень редких случаях, оно вообще не получает дополнительного названия, и маркируется просто «цельное», тем самым и порождая вопрос, вынесенный в заголовок. Но теперь, когда вы ознакомлены с технологическими тонкостями производства, ответ на него вам известен.
12 марта 2024
Какие бывают «проценты» сметаны?
Проценты сметаны – главный параметр, на который обращают внимание при ее покупке. Почему он так важе...